О состоянии малого и среднего предпринимательства в Самарской области

Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Данный сектор способствует демонополизации экономики, обеспечивает социальную и политическую стабильность.

Развитие  предпринимательства  должно быть одной из основных, если не самой главной, заботой органов местного самоуправления, потому что от уровня развития предпринимательства зависит наполняемость местного бюджета, а значит, выполнение социальных задач. От этого зависит занятость населения, соответственно - улучшение социальной обстановки, снижение напряженности.

Сегодня малый и средний бизнес – важная составляющая экономики Самарской области.

Численность работников занятых в малом и среднем бизнесе в 2019 году составила 411 тысяч человек, в том числе на предприятиях работало 287 тысяч человек и около 124 тысяч – в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности. Каждый  четвертый работающий в регионе занят в сфере малого и среднего бизнеса.

Оборот малых и средних организаций (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), включающий стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также стоимость проданных товаров несобственного производства, составил в 2019 году 1170,1 млрд рублей – это 32 процента от общего оборота организаций в целом по области. Выручка индивидуальных предпринимателей области от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей составила 275,2 млрд рублей, что в расчете на одного предпринимателя  4,8 млн рублей.

В 2020 году пандемия и вынужденный режим самоизоляции населения затронули все сферы жизни без исключения, но едва ли не в самом тяжелом положении оказался малый и средний бизнес.

В первых рядах пострадавших – те компании, которым полностью запретили работать в условиях пандемии. Это общепит, развлекательные и торговые центры, кинотеатры, рынки, музеи, организаторы праздничных мероприятий. Однако запрет на деятельность одних отраслей неизбежно влияет и на другие сферы бизнеса.

Новые реалии заставили предпринимателей Самарской области пересмотреть подход к ведению дел, чтобы пережить экономическую ситуацию. Для большого количества компаний первыми помощниками стали интернет и связанные с ним инструменты для общения и бизнеса. Так, например, целые офисы смогли уйти на удаленную работу, подключив ip-телефонию, риелторы и дизайнеры стали встречаться с заказчиками по онлайн в Zoom или Skype, а фитнес-клубы и образовательные организации открыли уроки в прямых эфирах. У многих предприятий розничной торговли и питания впервые заработала доставка и виртуальные магазины.

За январь – сентябрь 2020 года средняя численность работников в малом и среднем бизнесе Самарской области (без микропредприятий) составила более 175 тыс. человек, в том числе численность работников списочного состава 166 тысяч человек, что составило более 17 процентов в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско – правового характера).

Оборот малых (без микропредприятий) и средних организаций за январь – сентябрь 2020 года  составил  более  533 млрд рублей – это 21 процент от общего оборота организаций в целом по области.

В целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» во втором квартале 2021  года в Российской Федерации будет проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (далее сплошное наблюдение). В наблюдении должны принять участие все малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели. Его итоги позволят получить информацию о деятельности данного сектора экономики не только в целом по региону, но и в разрезе каждого городского округа и муниципального района.

Данные сплошного наблюдения являются ключевыми для целенаправленной поддержки предпринимательства, реализации адресных государственных программ развития малого бизнеса и инвестиционных проектов, они дадут возможность сделать необходимые расчеты и принять государственные решения, которые обеспечат ускоренное развитие малого и среднего бизнеса.